На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медвежий угол

38 375 подписчиков

Свежие комментарии

  • Дмитрий Бакланов
    Честных и идейных туда просто не пускают.Путин начал арест...
  • Александр
    Дайте следствию во всём разобраться.Поменьше слухов распускайте.Единственный,кто верно высказался в статье-Кримсон.Путин начал арест...
  • Roman
    Число долларовых миллиардеров в РФ продолжает расти, многие до сих пор, не смотря на санкции, имеют бизнес и недвижим...Путин принял окон...

Аварию "Протона-М" устроили диверсанты

Возможно, авария "Протона-М" - это диверсия. Об этом сообщил источник в космическом ведомстве.

16 мая стало роковым для российской космической отрасли. В минувшую субботу, точно так же, как и ровно год назад, ракета-носитель"Протон-М" вновь потеряла ценный спутник, на этот раз мексиканский (Мексика собирается требовать многомиллионную компенсацию - конкретнее, $390 миллионов), и сгорела в плотных слоях атмосферы. Нештатная ситуация возникла в 8.56 по московскому времени, за минуту до расчетного времени отделения разгонного блока «Бриз-М» с мексиканским космическим аппаратом. На 498-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателя.



Поразительно, что повторилась не только дата печального запуска, но и причина, по которой мы год назад потеряли наш спутник связи «Экспресс-АМ4Р» — по всей видимости, снова подвел некачественный подшипник в рулевом двигателе третьей ступени ракеты. Премьер-министр Медведев снова дает указание разобраться в происшедшем, сделать выводы... Похоже на какую-то зловещую карусель, если учесть, что нынешнее ЧП с «Протоном» производства ГКНПЦ им. Хруничева уже седьмое(!) за последние пять лет и второе в череде прочих неприятностей в космической отрасли только за последние три недели(!)

В космической отрасли потеряна культура производства. Это много раз подтверждали и рядовые сотрудники, и руководители. В частности, в прошлом году, как раз после аналогичной аварии 16 мая 2014 года тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко, объясняя причины ЧП, ссылался на отсутствие четкого порядка контроля при создании ракеты-носителя, которая строилась еще до его прихода в Роскосмос. Этот контроль, по словам Остапенко, должен начинаться с документации генерального конструктора: «В соответствии с ней ракету и к старту готовят. Если генконструктор не прописал четкий порядок или установил рамки параметров, которых не достаточно для контроля, будь ты хоть семь пядей во лбу, - проверить все и выявить все дефекты на этапе подготовки уже не сможешь».

Значит, когда у нас в 2014-м году падает ракета, отвечать за нее должен тот, кто руководил в 2013-м, а за падения 2015-го года по логике должны отвечать те, что наштамповали брак в 2014 или в том же 2013-м? Двигатель и сама ракета-носитель, которые сошли с орбиты в минувшую субботу, были созданы в том же 2013-м, что и «Протон», упавший в мае 2014 года. Ну если так, то нынешнее руководство Роскосмоса во главе с Игорем Комаровым, конечно не должно отвечать за грехи предшественников. Кто там был до них — Остапенко, покойный Поповкин?

Но, позвольте, согласно той же банальной логике, после ЧП, которое произошло в минувшем году, все двигатели, готовящиеся к старту в следующем, должны были быть перепроверены перед использованием. Этого, по-видимому, не случилось... Так что, если снова мы нарвались на подшипник предшественника, то это либо диверсия, либо просто глупость - третьего не дано. Десятки миллиардов, потонувшие за последние пять лет в Тихом океане, это довольно внушительная сумма ущерба. Неужели ради сохранения таких сумм для страны нельзя раз и навсегда выстроить на заводах строжайшую систему мониторинга качества поступающих деталей и сборки ракет-носителей?! Волей-неволей поверишь в расхожую среди народа версию о распиле денег: мол, отправили в космос что попало, получили после падения страховку, - все в шоколаде, а как там страна будет обходиться без качественной связи, навигации и прочих благ, всем наплевать. Не хочется верить в тотальное воровство, ну не хочется! 

Есть также другая версия: вредительство с «Протоном» было совершено изнутри, как раз для того, чтобы подставить нынешнее руководство, не дать ему провести запланированную реорганизацию отрасли. 

Недовольных новой политикой может быть очень много. Взять хотя бы тот факт, что новый глава Центра Хруничева Андрей Калиновский убрал на предприятии руководителей семи промежуточных уровней, которые теперь могут вставлять палки в колеса команде Комарова. Но, очевидно, что несмотря на все кадровые и прочие усовершенствования, проблемы в Центре Хруничева как были, так и есть. По крайней мере сейчас их не пытаются скрыть — новая информационная политика Роскосмоса на редкость открыта.

Несмотря на тщательное расследования каждой нештатной ситуации, они повторяются до неприличия часто. Неужели так сложно найти слабое звено? Если вы посмотрите хронологию аварий «Протона», то видно, что чаще всего с 2010 по 2012 его подводили разгонные блоки, 2 июля 2013-го здесь перепутали датчики угловых скоростей. Самое удивительное то, что установить их неправильно было очень сложно — места, которые были для них предназначены, имеют определенную форму, под конкретный датчик. Этот прием на техпредприятих еще называют «защитой от дурака». Однако нашего дурака ничем не перешибешь, - сборщик (говорят, это был молодой сотрудник), покрутив так и эдак, установил три из шести датчиков «вверх ногами с применением силового воздействия». Это написано в официальном отчете комиссии Роскосмоса.

Когда случается очередное ЧП, в Роскосмосе, как правило звучит излюбленная фраза о том, что запуск космической техники — это очень рискованное дело, которое допускает определенный процент аварий. Я понимаю, когда так говорят в отношении новых ракет или их модификаций, например в отношении «Союза -21.а» (по причине плохой работы его третьей ступени 8 мая этого года упал грузовой корабль «Прогресс»), но ведь «Протон» летает давно и, в принципе, так часто падать не должен.

 

http://rovego.livejournal.com/5123114.html

Картина дня

наверх