Иван Данилов
Брюсселю эти амбиции со стороны вечно дерзящей польской политической элиты надоели до такой степени, что сейчас Еврокомиссия придумала способ лишить Польшу европейских денег, причем сделать это в обход обычных европейских процедур. У этого беспрецедентного и довольно жестокого решения, автором которого является европейский комиссар по бюджету Гюнтер Эттингер, — очень интересная и важная с точки зрения российских интересов предыстория.

После известных украинских событий 2014 года в Варшаве началось настоящее головокружение от успехов. Более того, после прихода к власти Дональда Трампа и начала в 2016 году открытого дипломатического и политического конфликта по линии Берлин — Вашингтон идея "захватить власть в ЕС", отодвинуть немцев и управлять Евросоюзом в американских интересах стала нестерпимо привлекательной для значительной части польской элиты. На фоне выхода из Евросоюза Великобритании, которая много лет играла роль "главного американского надсмотрщика", Польша вполне могла претендовать на статус любимого американского вассала в ЕС. И даже пытаться стрясти с Германии "дань" в виде многомиллиардных репараций за ущерб, нанесенный Польше во время Второй мировой.
Проблема Германии заключалась в том, что построить эдакий "финансовый Северный поток — 2", по которому европейские деньги будут течь в обход польского бюджета, оказалось даже сложнее, чем для России построить физический "Северный поток — 2" для транспортировки газа в обход Украины.
Однако в конце концов немецкая бюрократия нашла выход из ситуации. Дело в том, что невозможно принять общеевропейский бюджет без консенсуса европейских стран, а значит, принять бюджет, в котором финансирование Польши было бы радикально урезано, невозможно без согласия самой Польши. Сейчас на Польшу уходит примерно девять процентов общеевропейского бюджета, параметры которого были определены еще в 2013 году. При сохранении текущей конфигурации получается, что за один семилетний бюджетный цикл Польша просто за то, что она есть и за то, что она никогда не подпишет бюджет на других условиях, получает примерно 117 миллиардов долларов. Польша никогда не проголосует за сокращение этих финансовых вливаний, без которых будут невозможны многие инфраструктурные и социальные проекты, а попытки лишить ее права голоса в структурах Европейского союза пока не увенчались успехом из-за сопротивления венгерского правительства Виктора Орбана, который обоснованно опасается, что следующим в списке лишенных права голоса "за нарушение демократических принципов" окажется Будапешт.
Предложение европейского комиссара по бюджетным вопросам Гюнтера Эттингера радикально решает эту проблему, и, как сообщает информированный немецкий журнал "Шпигель", у этого предложения есть поддержка внутри Еврокомиссии. Суть предложения заключается в том, чтобы принять бюджет Евросоюза с любыми цифрами, но изменить правила контроля за использованием бюджетных средств. Изменение этих правил не требует согласия всех стран Евросоюза, а значит, изменения могут быть приняты без учета мнения лидеров Польши, Венгрии, Румынии, стран Прибалтики и других членов Евросоюза, приверженных традиции "Германия платит за все". Самый главный элемент предложения Эттингера — привязка выплат из европейского бюджета к соблюдению "демократических норм". То есть доступ к европейским деньгам будет зависеть не только и не столько от заключений европейских аудиторов, сколько от оценки "идеологической чистоты" той или иной страны. Как несложно догадаться, на практике это будет выглядеть следующим образом: как только Польша или другой член ЕС начнет отклоняться от берлинской "линии партии", то у него сразу же обнаружат нарушения демократических норм и принципов, что приведет к лишению европейского финансирования. Более того, обещаниями вернуть европейское финансирование Берлин сможет оказывать сильную поддержку пронемецким политическим партиям на выборах в странах Евросоюза.
Свежие комментарии