
Скажи сейчас какое-нибудь медийное лицо «В России нету секса» – посмеются один день и забудут. Зато в своё время нечто похожее, сказанное про СССР никому не известной тёткой, сразу стало крылатой фразой на все времена. Что-то всё же она такое затронула, с чем нет сейчас такой проблемы, которая была в то время.
А дело было примерно так. В 1986 году был телемост Ленинград – Бостон, и там одна американская тётенька сказала что-то вроде: «У нас в телерекламе всё вертится вокруг секса, а у вас?». На что наша ответила «Секса у нас нет, и мы категорически против этого!». Все засмеялись, а другая попыталась сымпровизировать «Секс у нас есть; у нас нет рекламы!». Впрочем, это не помешало той фразе войти в историю, перефразированной в тот вид, который народ счёл для неё более подходящим: «В СССР секса нет!».
Лично моё мнение, что фраза "В СССР секса нет" применима к периоду с начала 30х годов и до начала перестройки. То, что было до и после - это уже немного другие темы. Но вот этот период все же считаю заслуживающим того, чтобы этот ярлык к нему прицепился. Так что же такое было в СССР (или чего не было), что появилась такая фраза?
Начнём с того, что вторая тётка слукавила: реклама в СССР была.



Была и телереклама (с ней примерно та же песня). Не было чего-то другого.
А если ещё и политическую засчитать (в отношении которой не все даже понимали, что это реклама), то рекламы было просто дохрена.
Реклама партии:

Марксизма-ленинизма:

Брежнева:

Ну и т.д..
В товарной рекламе было много женщин:



Были красивые личики и на просто плакатах



Выбирай на любой вкус.
Впрочем, как я уже говорил, трудно определить, где заканчивается явная реклама и начинается скрытая реклама советского образа жизни.
Были и сиськи:

Только не очень возбуждающие (ну да правильно - плакат медицинский, а не рекламный). Так чего же не было то из того, о чём весь сыр-бор? А не было, например, вот такого:

Увидел соблазнительную девушку, захотел. В подсознании отпечаталось «хочу» на ассоциации с товаром, появились дополнительные мотивации покупать.

Не было искусства в рекламе заставить хотеть. Чтобы в глаза посмотрел, прочитал «Возьми меня». Получил ассоциации с этим процессом, закрепил их на восприятии одного цвета напитка и одежды.

Или так: что в этих непуганых глазах? По-моему, ничего. Наивность - значит доступность. А значит, легкодоступный секс. Подумал о сексе - захотел. Такие приёмы в СССР были запрещены.

Такого бы не позволили.

А вот такое можно было. Но только для женской аудитории.

Такое бы не прокатило.

Такого сколько хочешь.

Такое - тоже нет.

А вот это было то, что надо.

За такое бы устроили разнос.

Зато такое пожалуйста. Скрытая реклама жизни без секса.
Аналогичным образом было и в жизни. У людей были проблемы с более свободным отношением к сексуальности. Более-менее свободно говорить о сексе, не навлекая на себя обвинения в аморальности, было трудно. Стеснялись так же одно время покупать в аптеках (секс-шопов не было) презервативы (что, возможно, прибавляло чуть-чуть рождаемости, но наверняка так же и увеличивало и процент абортов). Стоило начать пробовать девушкам одевать мини-юбки, вечно дежурящие на лавках у подъездов бабки обзывали их проститутками. Если где-нибудь в гостинице иная дежурная по этажу в видела, как с неженатые мужчина с женщиной пробовали запереться в одном номере, так могла ломиться к ним иной раз и с милицией. В общем, табу было на эту тему накладывалось всеми способами, которые только система была в состоянии внедрить.
Я не буду указывать, где проходит грань между тем, что морально, а что нет (каждый сам для себя решайте), скажу только, что всё нормальное – это обычно что-то среднее между двумя крайностями. И здоровое отношение к сексу где-то лежит посередине между развратом и скопством. Рекламу я вообще не люблю. А основная проблема в СССР была в отсутствии секса, а в отсутствии достаточной свободы самим людям для себя решать, что правильно, а что нет.
продолжение следует...
Свежие комментарии