Открыл для себя православного мыслителя и деятеля РПЦ Александра Щипкова. Я и раньше знал его как умного дядьку, с недавних пор заменившего Чаплина в синодальном отделе по СМИ. Но тут наткнулся на его монографии, и после Дугина и когда-то Сулакшина это, пожалуй, самый сильный мыслитель современности.
Начать с того, что он предельно откровенно — что непривычно для официальной Церкви — высказывается о самых актуальных проблемах современности, о том, что волнует каждого мыслящего русского.
Об украинском нацизме и войне в Донбассе — в отличие от умиротворяющего тона Патриарха Щипков считает его экзистенциальной угрозой русскому миру. Он воспринимает Украину как зеркального двойника России, который пытается подменить собой русский мир, уничтожив его ценностно.
О социальном неравенстве как самом чувствительной проблеме современного неолиберального устройства России. О гедонизме и паразитизме элиты родом из 90-х, что Церковь тщательно замалчивает. О культе денег и наживы, как одной из центральных черт постсоветского периода.
Щипков видит и чётко артикулирует вредительскую деятельность прозападных элит и отход власти от крымского консенсуса. Он выражает обеспокоенность, что украинизация политической элиты может поставить Россию перед угрозой распада, если Путин не начнёт вновь смело и открыто опираться на 85% молчаливого большинства. При этом Щипков уверен в непоколебимости и бесповоротности национального единства после 2014 года и осмысляет Крым и Донбасс как точку сборки разбитого гражданскими войнами и переворотами XXI века русского самосознания.
Этот мыслитель РПЦ очень смело рассуждает о природе либерализма, коммунизма и считает их частью единого проекта материализма, при этом не отметая советский опыт и социализм. Щипков убежден — и тут самое главное — в необходимости и возможности примирения сторонников дореволюционной России и советской России через умный и чуткий к запросам времени симбиоз православной этики с социальной справедливостью, так как видит в них общий нравственный фундамент.
Он даже называет такой строй социал-традиционализмом — то, что должно придти после постмодернизма. Вдумайтесь! деятель РПЦ предлагает выход из неолиберального тупика в симбиозе с социализмом. Причём это не примитивное сочетание двух догм — нет, Щипков тоньше и сложнее подходит к этому. Предлагаю не судить сразу о его идее, а прочитать и поразмышлять. Я сам далеко не совсем согласен, отдельные моменты спорные, но в целом мысли Щипкова созвучны, уверен, многим русским людям, просто из-за непривычности их боятся произнести громко и чётко.
Свежие комментарии