На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медвежий угол

38 409 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Иванов
    Там наверху нельзя без взяток. Иначе тебя уволят или не поставят на должность. Все расписано.Арест генерала Ку...
  • Михаил Молчев
    Пацан, я давно уже трижды дед, и заткни язык в жопу, желательно в черную.Пока приезжей без...
  • Alexander S
    Блин, как так? Пока молод, ищи скорей русскую... Подсказываю имена - Шарипа, Гюльчатай, Айсулу...Пока приезжей без...

Древнегреческий бог Солнца ГЕЛИОС есть славянский ВЕЛЕС

Веха третья. Алфавиты, слоги и силлабарии

Здесь высказывается интересное положение: «Академиком Струве было показано, что буквенное письмо существовало в Египте наряду со слоговым, а не как этап его «развития» до «высших» буквенных форм» [1:54].

Действительно, так называемое демотическое письмо древнего Египта было не только слоговым, но и просто развитие руницы, тогда как иероглифическое явилось более поздним переводом латинского алфавита на буквы в виде разных предметов.

По поводу соотношения русского языка и латыни Рыжков пишет: «Имеются веские доказательства о производном характере значительной части словаря латинского языка из праславянской лексики» [1:57]. Я формулирую это положение острее: ряд латинских слов произошел из более древнего по отношению к латыни русского языка.

Глава вторая. Законы слова вещего

«Буква «Ф» в русском языке «чужая» и ее носители-слова в языке чаще всего заимствованы из иностранных словарей» [1:61]. Далее он показывает, что «Ф» – это искаженный русский звук «П», однако не поясняет, за счёт чего происходит переход «П» в «Ф»: «Если слова заимствованы из латыни, то «правильное» звучание «F» – это «П». Восстанавливая их подлинное звучание (правильное звучание – это выход на праязык, еще не искажённый!), будем часто получать чисто славянское (русское) звучание, совпадающее со смыслом слова:

FLOT [флот] – ПЛОТ, плотация (всплывание, вместо иностр. «флотация»), плотоводцы, плотилия. В общем: «Летайте самолётами веероплота вместе со своими плотоводцами» [1:63].

На мой взгляд, соответствие замечено верно (я и сам его давно заметил), однако оно не объяснено. На самом деле, речь идёт о том, что звук «П» произносится с придыханием, что латинскими буквами записывается, как «ph». Иначе говоря, русское слово было заимствовано народом, у которых звук «П» произносился с придыханием.

Латинское слово «аер» (воздух» Рыжков этимологизирует из русского слова «веер». Однако этот инструмент для обмахивания появился совсем недавно, так что на мой взгляд слово «аер» возникло из слова «ветер».

Рыжков продолжает приводить примеры: «FIRST [фё:ст] – первый, первенец – ПЕРСТ – палец руки, один как перст. FLAME [флэйм] – пламя – ПЛАМЯ – не нуждается в комментариях. FAKEL – ПАКЛЯ, не нуждается в комментариях. FRESH [фрэш] – (ПРЕСНый) = ПРЕСН – пресный – не нуждается в комментариях» [1:63]. – В последнем случае Рыжков не заметил переход «С» в «Ш», если «S» произноситься с придыханием, sh.

Далее: «...FLAT [флэт] – плоский ПЛАТо. Таких примеров подобрать можно много, разумеется, не все подряд слова, ввиду сложности происхождения языков, будут подчиняться одному правилу, но сомнений нет, обнаружено одно общее правило для всех языков индоевропейского происхождения – попытка избавиться от чужой буквы F приводит к более древнему слою, ведут к праязыку, и эти слова праязыка оказываются зафиксированными в живых славянских языках» [1:63-64].

На мой взгляд, одних примеров из английского языка мало. Так, например, аристократический предлог – голландский VАN (Людвиг Ван Бетховен), и немецкий VON(Фон Бюлов), что буквально означает «ИЗ» происходят из русского слова ПАН (господин). Немецкое слово FRAU(жена) – это русское слово ПАРА. Название фирмы ОРИФЛЕЙМ – это русское ГОРИ ПЛАМЯ. Английские ФОМОРСКИЕ острова – это ПОМОРСКИЕ острова. Два слова ФОКУС-ПОКУС передают более позднее и более раннее слова, объединённые в пару. Греческое название ФОРОС есть передача русского названия скалы: ПАРУС.

А далее Рыжков рассматривает слово «финиш». «Правильное написание этого слова в соответствии с первым правилом праграмматики – «пин» – «pin», если в латыни и французском сохранилось это слово из праязыка, а не является заимствованием из чужого языка, скажем, южнодравидского.

Русский язык, имея в лексиконе иностранных слов все евроформы слова с «фин» – от «финиша» и «финансов» до «финика» и «Финляндии, каждый со своим чужим несвязанным и отдельным смыслом, в данном случае сохранил ряд родных слов праязыка с исходным пракорнем «пин» – «пинок» – «запинка» – «остановка речи» – «запинание», «пинать», «знаки препинания» (т.е. в подлинном значении «знаков финиша»), с полной сохранностью исходного семантического смысла и полным совпадением по форме, за исключением поздней буквы «F» [1:64].

Правда, Рыжков не учитывает и иной путь образования того звука, который русские обозначают букво «Ф» - после падения редуцированных на конце слова это оглушенный звук «В», например, БОРОВ [бороф], СЛОВ [слоф], БРОВЬ [брофь] т.д. Сюда же относится и упоминаемое автором [1:67] слово «Финляндия» (от слова «вене [«венеты»]».

«Вывод из первого наблюдения. Во всех индоевропейских языках действует правило, характерное для русского языка: более древний слой лексики получается, если заимствованное слово с чужой буквой «F» или слово собственной лексики, деформированное этой буквой, восстановить в правильном написании. Именно в этом написании эти слова приобретают форму, более близкую к общеиндоевропейскому праязыку, часто совпадающую со славянской лексикой.

Следовательно, правило может служить индикатором при анализе древних языков с целью определения абсолютных шкал в языковых изменениях и исторических анализах развития наций. А также служить ориентиром во внутригрупповых и межгрупповых исторических параллелях, и сравнительных языковых сопоставлениях.

Базой для сопоставлений должны стать славянские языки, а воскрешение общеславянского праязыка становится первоочередной задачей
» [1:67-68]. – Хороший вывод, однако следует заметить, что звук «F» может иметь разное происхождение.

Кроме того, автор предлагает вместо сравнительного метода пользоваться чтение древних надписей, чего он, однако, не делает, а вместо этого предлагает воспользоваться сιδεαравнительным методом, реконструируя их звука «F» древний русский (в его терминологии – праславянский) звук «П».

Второе наблюдение. Заглавные гласные

«Если письменностью праязыка была слоговая система, где первичные корневые слоги выражались слогом типа СГС (согласная – гласная – согласная), а в строке для иных понятий писались слогами типа СГ (согласная – гласная), то слова, начинающиеся на гласные, будут нетипичными для индоевропейских языков, т.е. либо заимствованные, либо исказившие свой написание в силу исторических процессов.

Для русского языка это известно давно, а на все индоевропейские распространяется впервые (где это видно, чтобы в славянском языке сохранились правила, пригодные для праязыка или для всех индоевропейских языков, ведь он такой поздний?)
» [1:68]. – Действительно, когда я начал изучать этрусские надписи, то русское слово ПОЧИЛИ оказалось искаженным не только «акающим» написанием, но и отсутствием первого согласного звука, то есть, было написано «АЧИЛИ».

«Самое замечательное в слове ιδεα – это то, что его смысл сразу раскрывает весь механизм появления некоторых нехарактерных для индоевропейских языков слов, начинающихся с гласных, в их словарном запасе.

Привлечем замечательный словарь Михельсона «идеал» – от греческого ιδεα – вид, наружность, образ, от ειδηνι – ВИДеть. Образец воображаемого совершенства, не существующий в действительности.

Итак, опять точное совпадение с русским языком смысла и формы написания этой группы слов, только в древнегреческом слове не дописана начальная буква «В» за счёт неправильного прочтения первого знака. Корень – «ВИД», как и полагается для слоговой системы письма, трёхбуквенный, остался неизменным и сохранённым в русском языке» [1:69-70].

К сожалению, Л.Н. Рыжков не стал читать надписи, написанные руницей, хотя именно через него я познакомился с Г.С. Гриневичем, который начал исследование русского слогового письма (но, к сожалению, так и не закончил), и потому не познакомился с особенностями орфографии этого вида письменности.

А по орфографии, чтобы прочитать слова, начинающиеся с гласного звука, нужно записать его со слога, начинающегося со звука «В». Но если так, то человек, который не знает русского языка, слово «ВИД» мог бы прочитать и как «ИД». А поскольку греческий язык появился после русского, мне понятно, почему греки прочитали «ВИД», как «ИД».

Но следующие строки мне показались несколько комичными: «Для перечисленных нами слов получаем: идеология – видеология, идейный – видейный, идол – видол и т.д.: видиллия, видеализм, видеалист, видеальный, видеализировать, особенно красиво звучит – видеализация» [1:70]. Эти гибридные русско-греко-латинские слова являются фантазией Леонида Николаевича. Хотя основная его мысль понятна: показать, из какого русского слова они произошли. Но их смысл уже очень далеко отошёл от русского слова «вид».

Следующим является греческое слово ελικος (эликос), которое «в соответствии со вторым правилом праязыка должно читаться как слово «великос». Что же оно означает в древнегреческом языке? Великий!! В языкознание полное совпадение – одно из главнейших доказательств. Это слово явно из праязыка, а если это так – то он жив!

Иерей (Верей) – жрец, Иерея (Верея) – жрица, Иерос (Вероя) – священный, святой, Иера (Вера) – есть даже такой остров. Всё это от слова праязыка ВЕРА.

А помните Иерихон? – Это Верона! Нет, не итальянская нынешняя (и древняя римская) Верона, а палестинская Верона, т.е. город Веры с ее мифическими «иерихонскими» (веронскими) трубами, рухнувшими станами, шлюхой Равой, иудейскими шпионами и разрушением города кочевниками – скотоводами
» [1:71]. – Прекрасная этимология, только не от слов праязыка, а от русского языка примерно тысячелетней давности (эпохи Рюрика), ибо в Греции находилась масса станов воинов Рюрика.

Далее Рыжков рассматривает такие греческие слова, как экология, экономика, экологический, экономия со смыслом обитать, жить, обиталище, жилище, устраивать, управлять; эк – дом (не здание, а местопроживание), от русского слова ВЕК – жизнь, период существования [1:73].

«Второе правило праязыка (о гласных) позволяет вскрывать в индоевропейских лексиконах не только слова с опущенными согласными буквами перед гласными, т.е. слова, спаянные слитно с неопределенным артиклем «Э», «А», «Е» или отрицательной приставкой «а».

Особенно много таких слов в испанском и португальском языках: esfera [э-сфера] – (исп.) шар, estadio [э-стадио] – (исп., порт.) стадион, eskala [э-скала] – (исп., порт) шкала, escola [э-скола] – (порт.) школа, escuela [э-скула] – (исп.) школа, estudo [э-студо] (порт) учёба – пока всё это латынь, т.е. известные заимствованные из латыни слова, слитые с артиклем просто по правилу грамматики.

Правильное значение слова, – его подлинное латинское прочтение, – получается без приставного артикля
» [72-73].

На мой взгляд, в испанском языке звук «Э» возникает перед сдвоенными согласными как бы в виде некого «подъезда». То есть, это явление достаточно позднее.

«Вывод. Приведенные примеры показывают, что правило о начальных гласных, полученное из наблюдения над языковыми фактами русского языка, распространимо на все индоевропейские языки как закономерность, то говорит об их становлении из слогового первичного праписьма» [1:75].

Тут я хотел бы показать, что слоговая письменность дожила до XV века, хотя возникла десятки, если не сотни тысяч лет назад. Когда-то она обслуживала то, что Рыжков называет «праязыком», однако приведенные им примеры опять относятся к эпохе Рюрика и нескольким последующим векам.

Третье наблюдение. Трёхбуквенные корни русского языка

«Первичные слоги должны иметь не только три буквы в своей структуре для каждого слога, но и выражать самостоятельное слово-понятие, имеющее образное выражение в виде различаемого предмета.

Этот предмет и является основой знака или слова. например, если составить перечень слогов, необходимых для начальной букы «Б»: БЫК, БОК, БАК, БУК, БЕС – из них только три слова-слога имеют наглядный изображаемый образ, одно – абстрактное понятие, а «Бук» трудно разделяется с другими изображениями дерева
» [1:76].

На мой взгляд, трёхбуквенный индоевропейский корень, о котором писал еще А. Мейе [5;7] вовсе не принадлежит к первичным открытым слогам, а появляется на более поздней стадии их объединения. То есть (СГ) + (СГ) = (СГСГ), а затем четвертый звук, гласный на конце слова, редуцируется до нуля. И тогда (СГСГ) – (Г) = (СГС).

Четвёртое наблюдение. Крушение пантеонов, или чьи боги главнее

«Еще один ориентир в сложных словесных вавилонских джунглях могут дать изменения в религиозных представлениях в результате взаимодействия и столкновения племён. Особенно это касается состава пантеона и божественных имён.

Боги поверженных могут перейти в нечистую силу и стать адскими созданиями, могут соседствовать и вместе править, расширяя пантеон, – и иметь возможность ориентироваться в этих переплетениях, значит получить правильный ключ и для языковых, и для исторических изменений.

Например, в мусульманский ад и злые духи попали ДЭВы, которые в индуистской религии были богами (асурами), ответственными за определенные участки космоса с тем же названием – ДЭВы.

Даже прочтение «Зевс» – искажение более древнего «Дэва», хотя «Зевс» как инолик «Индры» относится к свергателям «Дэва» на небесном троне.

При смешении племён, в которых одно и то же божество имело различные функции и мифологию, смешение функций приводило к значительным искажениям пантеонов синтетических наций
» [1:78-79].

Здесь Рыжков переходит к религиоведению.

«Знакомство с наидревнейшим Солнечным пантеоном европейских народов «разоблачает» наличие в их лексиконе слов руны «ЙЕР» – год, по-русски «ЯР», (ЙАР), «ЯРИЛО» – древнее наименование плодородной ипостаси Солнца и Солнечного бога (английское year (яр) – год, немецкое Jahr(яр) – год, скандинавское ear – год, готское jer (яр) – урожай [8].

Только в русском языке осталось имя «ЯР» как мостик к индо-иранскому «SVAR», «VAR», «SUR», «ШУР», «ГУР», «ХУР», «ЖУР», «СУРЬЯ», – целой гамме имён, выражавших самое сакральное, самое тайное имя Солнца – «ШАР», к сожалению, потерявшее в значительной степени своё очарований из-за частого употребления в геометрии
» [1:80].

Замечу, что звук «Ш» в русском языке не принадлежит к числу древних, так что не исключено, что это слово было чем-то вроде «СВАРА». От слова ШАР Рыжков образует слова, «читаемый по ипостасям: ЖАР (жар-птица журавель, шурале), ЧАР, ПАР, ВАР, ЗАР» [1:80]. Честно говоря, я не уверен в этимологии всех этих слов от довольно позднего слова ШАР.

«В древней Греции, наряду с солнечным Аполлоном, а иногда и тождественно с ним, почитался бог Солнца Гелиос (Helios) … от имени Гелиоса пошли многие известные слова: «элита», «элиос», модный ныне «электорат» и т.д.

Главное – это то, что подлинное прочтение этого слова по второму правилу = VE – «Велес», то есть, древнегреческий бог Солнца ГЕЛИОС есть славянский ВЕЛЕС.

Элита становится повелителями – ВЕЛИТОЙ – от сохранившихся в славянских языках праязыковых форм «велеть», «веление» и т.д.
» [1:81]. – Опять-таки, речь идёт о последней тысяче лет, а не о «праязыковой» форме...

...И Рыжков приходит к выводу о том, что «языкознание на чисто языковом материале обнаружило древнейшую ипостась Велеса (Хелиоса, Гелиоса, Йелоса) как тождественную общеиндоевропейскому культу Солнца в образе Гелиоса-Аполлона-Велеса-Белбога-Феба, – божества древних земледельцев, общего для обширных пространств Европы от кельтских Пиринеев и Уэльса (Йельс), до славянских (венетских) зон Иллирии (Сербо-Хорватия), Вострии (Austria), Венетии, Чехии и Словакии, Карпат, древней Греции, Македонии и Болгарии и Младшей Эдды (которые, как ясно из второго правила языка, также следует произносить, как Веды), центральную кульминацию произведения составляет поединок героя-бога громовержца со змеем в Первичных водах и победа над ним» [1:84-85].

Опять-таки все эти названия относятся примерно к тысячелетней древности.

На этом я заканчиваю первую часть рецензии на книгу Л.Н. Рыжкова [1].

В.А. Чудинов

***



Источник.

Картина дня

наверх