

Вы, наверное, уже слышали новость: Трамп поднял тарифы на китайские товары до 125%. Для остальных стран пока что тарифы снизили до 10%.
Но как так получилось, что Китай стал главной угрозой для США? Ведь ещё недавно это была довольно скромная страна.
Китай глубоко интегрирован в экономику США. Производственные цепочки, совместные предприятия, экспорт — всё это делает их тесно связанными.
Мы как раз обсуждали это в феврале с Лешей Нечаевым в подкасте «Москва — Киев».А теперь — немного о России. Мы выбрали другой путь, особенно с приходом Владимира Путина.
От друзей, которые учились в Китае, я часто слышала: «Почему Россия не смогла, как Китай? Там же так круто!» После поездок в Шанхай с ними было невозможно говорить — «а вот в Китае», «а вот у них»…
Действительно, Китай целенаправленно стимулирует внутреннее потребление — буквально «из-под палки», потому что это гарантия экономического роста. После безумия с ковидом, когда людям заваривали подъезды, рост немного притормозился, но в целом путь был ясен: вкалывать чуть ли не за миску риса, привлекать иностранные производства и давать сверхдешёвую рабочую силу. Американцы с радостью переносили туда всё — от сборки айфонов до текстиля. В итоге Китай стал одновременно и зависимым от США, и тем, от кого зависят США.
На данный момент более 30% производства электроники для американских компаний осуществляется в Китае. В текстильной промышленности более 60% одежды, которая продаётся в США, производится за рубежом (в основном в Китае).
И так далее.
Я часто привожу пример с дочерью президента Huawei. Она не может открыть счёт ни в одном китайском банке. Китайские банки просто боятся вторичных санкций. Так что эти 125% — не просто цифры в заголовке, а серьёзный вызов.
Россия же всё это время медленно, но уверенно отстраивалась от Запада. Не всегда быстро, не всегда стабильно — но с фокусом на самостоятельность. Наша бизнес-модель — если можно так сказать — другая. Мы скорее как амбар с зерном и ядерными боеголовками, охраняющий ресурсы. Такая себе «стабильная аномалия» в современном мире.
Можно спорить, чья стратегия оказалась эффективнее. Но наше стремление идти своим путём позволяют нам сейчас наблюдать за тарифной войной со стороны.
Как в той самой китайской пословице: «Когда дерутся тигры — умный сидит на горе и смотрит».
Свежие комментарии