Лариса, учитель русского языка и литературы, Воронежская область:
Я учитель русского языка и литературы с 26-летним стажем работы в обычной средней школе в воронежской глубинке. Мне 47 лет, и я вспоминаю начало своей педагогической жизни: и тогда, в 1989 году были спорные моменты, но такого формализма, что заполонил сегодня школу, точно не было! Формализм, десять раз формализм! Пустой, сухой, бездушный — и от него никуда не убежать. От него зависит твоя нищенская зарплата, пустоватый соцпакет и... мнимое ощущение, что ты, наверное, живешь не зря.
Этих самых мероприятий разного уровня, оказывается, очень много, зрителей на них присутствует весьма немного, вот и придумали гениальный ход: звонок директору из Отдела образования — и целый класс снимается с уроков, топает в заданном направлении — стадиона, Дома культуры, на берег реки и в другие зрелищные места. Никому нет дела, что срывается и без того хиленький учебный процесс, что наши ученики катастрофически недополучают материал, что догонять его просто некогда, потому что завтра опять выдернут на футбол, концерт или на медосмотр. В выпускных классах уроки, проведённые полно и достойно, можно перечислить по пальцам. У этих другая «беда» — медицинские комиссии и заполнение бесчисленных документов для ЕГЭ/ОГЭ. Например, у меня в этом 9 классе из 3-х уроков литературы один пропадал еженедельно, так как несчастный классный руководитель заполнял у меня на литературе официальные бумажки по допуску к ОГЭ, а им несть числа, да и ребят сидит в классе 25 человек, многие хитрят, намеренно срывают урок. После уроков это сделать невозможно: ученики разбегаются по репетиторам! Вот и идёшь навстречу коллеге, хотя и негодуешь в душе.
Мой предмет учит ребят создавать сочинения, творческие работы. Но беда в том, что и творческие работы ныне подчиняются шаблонам, стандартам. Как учат нас деятели от ЕГЭ: дитя, если ты не читаешь книг, это не страшно! Вот тебе таблица «готовых литературных аргументов к сочинению» — и дело в шляпе! Зачем тратить время на уроки русского языка в выпускных классах? Достаточно одного часа в неделю! Я не пишу о катастрофических результатах, которые мы, учителя, видим и наблюдаем в наших выпускниках: не то что недоучки, это вообще неучи, самые настоящие невежды, Митрофаны 21 века — об этом кричит каждое прочитываемое Вами письмо.
Я постоянно задаюсь вопросом: почему я не научила, не заставила выучить, прочесть, не закрепила в их сознании? Вроде бы стараюсь, но результат почти нулевой! Ответ вижу в формальном школьном времяпровождении: ученики хотят, чтобы их не трогали и наконец-то дали возможность поиграть в гаджетах. Родители хотят, чтобы их детей «не трогали по пустякам», но при этом ставили бы им хорошие отметки. И система прочно защищает эти родительские требования. Есть такая позиция в выставлении оценок: в пользу ученика. И если слишком принципиальный учитель не выведет нужную оценку, родители очень хорошо знают, как поступить с таким педагогом! Учителя, угнетенные нищетой, принудиловкой и тем, что надо все время искать компромисс между чувством долга (как ни странно, это чувство в нас ещё живёт) и реальной безнадежной, моральной задавленностью, хотят поскорей кое-как провести уроки и наконец-то заняться репетиторством, потому что для нас это единственный источник «живых» денег. Администрация озабочена статусом школы и стоит навытяжку перед начальством из Отдела, формально соблюдает порядок, имитацию процесса. Кстати, принцип работы администрации почти во всех школах нашего района: бей своих, чтоб чужие боялись.
Куда делся гранит знаний и человеческие отношения? Сегодня они никому не нужны. Если учитель слишком активен, коллеги его прямо спрашивают: чего ты выставляешься, аттестуешься, что ли? Слишком активные, по-настоящему умные ученики тоже воспринимаются неоднозначно как среди сверстников, так и среди педколлектива. С такими тяжело, они заставляют шевелиться, проводить сильные уроки, а не пустые отсидки в классе. Все эти олимпиады и конкурсы — блеф, имитация, пустой звон. «Пустозвонство» — этим словом я бы назвала обучение в современной школе. Результат у пустозвонства такой же. Все больше убеждаюсь, что в нас, современных учителях, уже воспитали психологию послушливых рабов. Горько это осознавать, но в большинстве своём мы трусливы и малодушны, хотя и стыдимся в этом признаваться. Что делать, я не знаю. Знаю, что, пока работаю в школе, пусть единицы из моих учеников, но будут читать и мыслить.
via
Свежие комментарии