
Запрет на ношение религиозной одежды в школах Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) — Югры может быть вызван желанием «поумерить аппетиты» приверженцев «старых традиций». Такое мнение в разговоре с изданием «Подъем» выразил член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман.
«Могу только предположить, что завелись там агитаторы, пытающиеся добиться, чтобы работающие в местной нефтегазовой промышленности выходцы из Азербайджана и Северного Кавказа, а там таких много, скоропостижно стали демонстрировать свою приверженность старым традициям, и пришлось аппетиты этих людей поумерить», — сказал депутат.
По словам Вассермана, «при всей полезности традиций есть у них один крупный недостаток: на них очень легко паразитировать». Он уточнил, что имеет в виду заявления в духе «я лучше тебя, потому что лучше соблюдаю традиции», «я лучше тебя, потому что я заставляю тебя соблюдать традиции».
Регулировать вопрос ношения религиозной одежды в школах на федеральном уровне нет необходимости, считает Вассерман. Депутат отметил, что школы вправе самостоятельно устанавливать конкретные правила в части одежды учеников.
«Образование у нас в определенной степени светское и отделено от религии, хотя есть у нас предмет “Основы религиозной культуры”, но, во-первых, это именно основы, во-вторых, преподаются там все основные религии, признанные у нас исторически важными. Соответственно, причин для ношения одежды, связанной с какой-то конкретной религией, у нас нет», — порассуждал Вассерман.
Актуальность введения тех или иных мер касательно религиозной одежды зависит от «местных условий«, добавил парламентарий. «Именно поэтому мы не предписали законом единые требования к школьной одежде для всей страны, а предоставили школам и региональным властям решать это самостоятельно», — сказал Вассерман.
3 октября департамент образования и науки ХМАО сообщил, что во всех общеобразовательных учреждениях округа были утверждены локальные акты, запрещающие ношение головных уборов, включая никабы и хиджабы. Замдиректора департамента Инна Святченко объяснила такую меру необходимостью сформировать «общую культуру и эстетику» внешности учеников, «устранить признаки социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися» и предупредить «психологический дискомфорт перед сверстниками».
ХМАО стал третьим российским регионом, где полностью запретили ношение хиджабов и никабов в школах. В 2024 году аналогичные запреты ввели школы Владимирской и Воронежской областей.
Андрей Суворов
Муфтий ХМАО Тагир Саматов призвал родителей с пониманием отнестись к правилам:
«Родителям нужно с пониманием относиться к уставу и правилам конкретной школы. Например, девочка может носить платок по пути в школу и надевать его после окончания занятий. Единый стандарт одежды должен быть одинаковым для всех учеников, независимо от их религиозных убеждений или этнической принадлежности».

Политолог Вадим Трухачев пишет по поводу слов священослужителя:
«Вот это муфтий! Стоит ли говорить, что он не является гайнутдиновцем и не состоит в ДУМ?! Нужно, чтобы так было везде».
«РИА Катюша» пишет по поводу решения в ХМАО:
«Пока федеральная власть бездействует, а кое-кто тихой сапой подмигивает исламистам и провокаторам и даже негласно одобряет идеи создать в русских городах шариатские патрули, в ХМАО все 303 местные школы приняли решение запрете никабов и хиджабов. Молодцы! Есть чему поучиться другим регионам».

Канал «Толкователь» отмечает, что параллельно в югорской Думе предложили закрыть для иностранных работников еще ряд отраслей (курьерские услуги, рыбное хозяйство и растениеводство):
«Это продолжение курса, начатого в прошлом году губернатором региона Русланом Кухаруком, когда перечень запрещенных для мигрантов сфер деятельности резко расширился с 8 до 22. И что наиболее важно, власти оперируют конкретными данными: ужесточение режима привело к росту поступлений НДФЛ на 26,6% и снижению уровня преступности среди иностранцев на 25% за первые семь месяцев 2025 года».

Тем временем, противника запрета хиджабов в российских школах не сидят сложа руки, а активно противодействуют. В околоисламских пабликах и Telegram-каналах распространяются детальные инструкции по организации противодействия школьной администрации в случае введения подобных запретов.
Например, один из конфликтов разгорелся в Хабаровске. Уроженец Азербайджана ворвался в кабинет к директору школы в которой его дочери запретили приходить в религиозной одежде, и начал оскорблять педагога в присутствии учителей. А жена данного гражданина написала жалобу местному Уполномоченному по правам ребёнка: мол, конституционные права семьи и детей нарушены. И Уполномоченный встал на сторону семьи азербайджанцев.
Свежие комментарии