Когда новости из Центральной Азии начали поступать в Кремль, реакция Владимира Путина не заставила себя долго ждать. Рассмешённый, он, как сообщают инсайдеры, не мог сдержать усмешки, услышав, как президенты Казахстана и Узбекистана буквально «лизали сапоги» Трампа. Но смех Путина был, конечно, далеко не доброжелательным.
Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана, не поленился назвать Дональда Трампа «великим лидером, посланным с небес», а Шавкат Мирзиёев, президент Узбекистана, — «президентом мира». Для кого-то такие комплименты могут показаться обычной дипломатией, но в Кремле их восприняли совершенно иначе.
Путин, узнав о таких заявлениях, не удержался от сарказма и коротко прокомментировал происходящее:
«Пошли на поклон».
На первый взгляд — обычная шутка. Но, как считают источники в Кремле, за этим смехом скрывается глубокое понимание: этот момент стал очередным сигналом того, что Россия теряет влияние на бывших союзников в Центральной Азии.
Что же стоит за такими яркими словами? В Кремле не исключают, что за подобными реверансами стоят конкретные договорённости по энергетике и инвестициям, которые могут обходить Россию. Видимо, Казахстан и Узбекистан ищут более выгодные пути сотрудничества с Америкой, что не могло не оставить Кремль равнодушным.
«Путин прекрасно понимает, по какому пути идут его союзники. Это не секрет: Кремль видит, кто пытается угодить всем сразу, сидя на двух стульях», — говорит один из источников. И действительно, в отличие от Трампа, который, похоже, готов слушать только красивые слова, Путин давно доказал, что дипломатия, основанная на угодничестве, не работает с ним. «Он не из тех, кого можно задобрить комплиментами. С ним нужно действовать конкретно, а не расписывать на бумаге красивые фразы», — добавил собеседник.
Однако перед Трампом, как видно, ситуация иная. Казахстан и Узбекистан готовы, как будто на коленях, выслуживаться перед американским президентом, явно в надежде на выгодные экономические и энергетические соглашения. Вопрос лишь в том, насколько такие дипломатические манёвры обоснованы, и какие реальные выгоды они принесут этим странам в долгосрочной перспективе.
В ходе первой в истории встречи глав стран Средней Азии с президентом США в Белом доме редкоземельные металлы стали ключевым пунктом повестки. Однако эксперты сомневаются в том, что все заключенные в ходе встречи соглашения действительно будут реализованы…
Саммит, на котором присутствовали главы Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана, прошел в лучших традициях трамповской политики. Лидеры приехавших на встречу стран активно льстили президенту США, называя его великим лидером и президентом мира. «Вы великий лидер, государственный деятель, посланный самими небесами, чтобы вернуть здравый смысл и традиции, которые мы все разделяем и ценим, в политику Соединенных Штатов, как внутреннюю, так и внешнюю», - заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. А президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в разговоре подчеркнул, что «народ Узбекистана называет Трампа президентом мира».
Не обошлось и без имиджевых соглашений, которые не имеют реальной ценности, зато хороши для пиара. По заявлению Дональда Трампа, Казахстан стал первым государством, присоединившимся к «Соглашениям Авраама» после его возвращения на пост президента США. Напомним, что соглашения, инициированные Вашингтоном в 2020 году, направлены на нормализацию отношений Израиля с арабскими странами, и ранее к ним уже присоединились ОАЭ, Бахрейн, Марокко, Судан и Египет, в то время как Иордания осталась в стороне. Только есть нюанс: двусторонние дипломатические отношения между Израилем и Казахстаном были установлены в 1992 году. С тех пор они не разрывались. Так что в целом: да, Астана продолжит коммуницировать с Тель-Авивом, только это совсем не заслуга Трампа.
Еще одно заявление Трампа, вызывавшее общественный резонанс, касается Узбекистана. Как объявил президент США, в течение 3 лет Узбекистан инвестирует почти $35 млрд, а в течение следующих 10 лет - более $100 млрд в ключевые секторы экономики США. Однако как именно и в каких областях будут происходить эти инвестиции раскрыто не было.
Главной же темой обсуждения стали редкоземельные металлы. По мнению агентства Bloomberg, заключение соглашений о редкоземельных металлах – это часть усилий Вашингтона по ослаблению доминирования Китая в этой сфере. Несмотря на недавнюю договоренность с Си Цзиньпином об отмене экспортных ограничений, американская администрация активно ищет альтернативных поставщиков.
Так что Средняя Азия, которая обладает значительными ресурсами редкоземельных металлов и урана, оказалась в фокусе этих интересов. По итогам встречи был заключен ряд соглашений. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон предложил использовать местные месторождения для развития центров обработки данных следующего поколения и систем искусственного интеллекта. Представители Казахстана подписали «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере критически важных минералов». Глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев же подписал восемь двусторонних документов, включая соглашение о реализации проектов в сфере редкоземельных металлов.
Однако, как подчеркнул в разговоре с «МК» политолог Алексей Макаркин, несмотря на громкие заявления, совсем не факт, что в итоге озвученные планы будут претворены в жизнь:
«Трамп сейчас очень гордится огромным количеством соглашений, которые он подписывает. Но вопрос стоит во всякого рода мелочах: как дальше это будет технически реализовываться? Ведь эти соглашения по большому счету носят рамочный характер. Дальше речь будет идти уже о конкретике, а там много нюансов и технических, и политических. Уже неоднократно происходили ситуации, когда президент США приезжает в страну, подписывает соглашение. Называются какие-то огромные цифры, которые, по словам Трампа, принесут блага налогоплательщикам и американской промышленности. Но сколько из всего этого будет реализовано в реальности? Одно дело – заключить рамочное соглашение, а другое – действительно приехать и начать разработку месторождений».
Эксперт вспомнил и о заключении подобного соглашения с Киевом. Напомним, что оно было подписано в конце апреля и предполагало получение доступа США к минеральным ресурсам Украины.
«Мы можем провести аналогию с тем, как было подписано соглашение с Украиной, которое Трамп активно пробивал. Тем временем геологи – те люди, которые непосредственно знают объемы месторождений, возможности их разработки и насколько это выгодно, – смотрели на это с изрядным скепсисом. Зато картинка есть, заявления есть, мы конкурируем с Китаем за редкоземельные ресурсы по всему миру. Только у Китая это уже отлаженный процесс, поэтому Трамп должен был договариваться и идти с руководством страны на компромиссы. А в этих соглашениях еще очень много вопросов. Посмотрим, что будет в реальности», - подытожил Макаркин.


Свежие комментарии