На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медвежий угол

38 801 подписчик

Свежие комментарии

  • Alex Nемо
    Я в таких случаях вызываю  полицию для уборки трупов. Всегда имеются доказательства самообороны с моей стороны и оруж...Главнюк! Женский ...
  • Alex Nемо
    Или здесь, если Миртесен не в состоянии поставить видео как положено: https://ok.ru/video/9357046843905«Бесполезных мигр...
  • Alex Nемо
    Для тех у кого нет доступа к ютюбу можете посмотреть это видео вот здесь, если конечно миртесен его не удалит... http...«Бесполезных мигр...

Вредность школьной программы

Вредность унаследованной от СССР школьной программы по литературе для детей старшего возраста мы с вами уже обсуждали: там почти сплошь негативные персонажи, преступники и роскомнадзорники. Ничему хорошему они не научат — для что там, мы уже наглядно видим по судьбе СССР, чему они научили.

Всё бы и ничего: плохое тоже может быть материалом для анализа и обсуждения… однако для психики вреден зияющий дисбаланс, когда практически нет персонажей положительных, разумных, успешных и сильным духом (в лучшем случае они играют второстепенные и эпизодические роли).

Аморальных героев подсовывают детям уже в 6-7 классе. Как справедливо замечают комментаторы, Дубровский — натуральный бандит, пушкинский аналог персонажей из «Бумера» и «Бригады». Ничему хорошему его история научить школьников не может.

Некоторые полагают, что сомнительные по своему посылу произведения пробрались и в программу для младших классов. Вот, например, читательница statistiki анализирует пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»:

Одна из самых показательных сказок — это сказка «О рыбаке и рыбке». Бабка плохая, а дед няшка. Понятно, почему была такая трактовка во времена СССР. Но почему сейчас-то такая?

«Бабка свирепая и сварливая, а дед ни в чём ей не перечит». Но точка зрения-то какая-то однобокая. Ведь старуха прожила всю жизнь с нищим мужиком – в землянке! И в какие времена? Когда лес покупать не надо, а дом за два дня ставили всей деревней — то есть он ещё и не смог с другими крестьянами выстроить отношения.

А ещё этот дед абсолютно безрукий – даже не мог смастерить своей жене корыто нормальное. И он в принципе-то не задумывается о благосостоянии своей семьи, потому сразу рыбку и отпускает, не попросив у той ничего.

Знаем ли мы таких современных товарищей? Мужчина, которому и в голову не придёт отремонтировать стиральную машину жене, который зарабатывает только на еду и считает себя завидным женихом с наследственной комнатой в коммуналке.

Сейчас от такого сбегут. Жить с ним будет только мама.

При этом старухе не остаётся право даже высказать своё недовольство (пусть и в форме брани). Я невольно задаюсь вопросом: а что ей ещё остаётся, если она в расколотом корыте стирает?

Мне кажется, что куда интереснее смотреть на героев с другого угла. Например, рассмотреть вопрос о том, почему у старухи постоянно растут потребности? Почему она сразу не сказала: «Хочу быть владычицей морскою», а начала с корыта? Да и на рыбака можно посмотреть с другой стороны: какие у него в принципе были цели в жизни? Почему рыбак был столь послушным, не перечил? Почему старуха вышла за него замуж? И почему, если поставить себе самые высокие цели, то можно вообще остаться ни с чем?

Ну вы поняли.

Возможно, сам Александр Сергеевич и не вкладывал в данное произведение никаких подрывных смыслов, а просто беспристрастно показывал ошибки персонажей (включая, кстати, и Золотую Рыбку с её чрезмерно щедрыми мерами социальной поддержки).

Но почему-то у нас, особенно в советское время, сложилась стойкая традиция восприятия этой сказки, согласно которой старик – это положительный герой, сторонник честной бедности, а старуха – это зарвавшаяся злодейка, представительница угнетательских классов. В действительности, конечно же, всё сложнее.

Деду всего хватает для жизни, а бабке — нет. Бабка свои проблемы решает не сама, а посредством понуждения деда, а потом и Золотой Рыбки. Ответ на загадку «почему потребности растут» — находится в самой сказке и очевиден пятилетнему ребенку. Они растут, потому что бабка ничем не платит за свои хотелки.

Ну то есть так казалось советскому как бы «марксисту» — поэтому эту сказку и впердолили в школьную программу. И Дубровского туда впердолили, потому что он как бы борется с угнетателями и царским режимом.

В сказке благосостояние и общественный статус старухи растут в экспоненциальной последовательности. При этом деда она третирует, унижает и не делится этими благосостоянием и статусом. Я уж не говорю о простой благодарности. И здесь даже не так важно, что он источник (или посредник) этого роста. Он вообще-то ее близкий человек, и при этом не алкоголик, не тиран, спокойный и терпеливый. Это именно то, что описано в сказке, безо всяких домыслов.

Тут намного точней будет такая интерпретация: семья жила в бедности, но внезапно муж стал зарабатывать много (повезло). И тут у жены снесло крышу — балы, лакеи, молодые любовники, чай на террасе под Бетховена.

Ну а упрёк современной дамсели деду в «абсолютной безрукости» скорее похож на «машина вон вся поцарапанная, уже два года на ней ездим, а он не шевелится!».

«А что ей ещё остаётся, если она в расколотом корыте стирает?» ™

Да уж, не каждому русскому писателю дано подняться до высот Айн Рэнд с её атлантами, расправляющими плечи.

наверх