Минувшие дни ознаменовались прокатившейся по европейским столицам широкой волной демонстраций в поддержку России и ее действий в Сирии. Акции протеста не только против провокационной атаки Турции на российский военный самолёт, но и против антироссийской позиции руководства Европейского союза прошли в Болгарии, Испании, Италии, Черногории, других странах. Однако в Брюсселе не спешат прислушиваться к голосам протеста. Признаков изменения позиции ЕС по отношению к России не просматривается.
Одним из последних примеров такого рода стало заявленное исполнительным органом Евросоюза намерение помешать российской компании «Росатом» достроить атомную электростанцию в Венгрии. Еврокомиссия начала расследование венгерского плана государственной помощи в финансировании строительства «Росатомом» двух новых ядерных реакторов АЭС «Пакш-2», расположенной в 100 км от Будапешта на берегу Дуная. Как заявила представитель ЕК Люсия Каудет, «Еврокомиссия отметила свою обеспокоенность тем, насколько этот проект соответствует правилам общего рынка ЕС». И хотя, по ее словам, «венгерские власти и службы Еврокомиссии обменялись некоторой информацией на административном уровне по этой теме», тем не менее «некоторые вопросы остаются».
Беспокойство Еврокомиссии было вызвано тем, что, как предположили в Брюсселе, правительство Венгрии оказывает чрезмерную финансовую помощь развитию собственной атомной энергетики в ущерб другим энергетическим проектам и компаниям других стран. Однако среди этих компаний до настоящего времени так и не нашлось желающих реально профинансировать сооружение новых ядерных реакторов АЭС «Пакш-2», за исключением «Росатома». После того как венгерский парламент утвердил в 2009 году государственный проект сооружения двух новых энергоблоков на АЭС «Пакш», о своем желании поучаствовать в тендере вместе с «Росатомом» заявили французская компания Areva и японско-американская Westinghouse. Однако реальных шагов в этом направлении ни французы, ни американцы с японцами так и не сделали из-за понимания непривлекательности своих финансовых предложений по сравнению с условиями, предложенными российской стороной.
Однако Еврокомиссию эти обстоятельства не смущают. По логике Брюсселя венгерский кабинет должен скорее похоронить весь проект, нежели выделять средства на совместную производственную деятельность с «Росатомом».
«Росатом» подписал контракты на достройку АЭС «Пакш», сооружённой по советскому проекту, еще в декабре 2014 года. Общий объем инвестиций определен в 12,5 млрд евро. Стоит напомнить, что речь идет о единственной в Венгрии атомной станции с четырьмя действующими реакторами типа ВВЭР-440. Ее первый энергоблок был пущен в 1982 году. В настоящее время доля электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, составляет в энергобалансе Венгрии более 50%. «Росатом» планирует построить совместно с венгерской стороной пятый и шестой блоки с реакторной установкой ВВЭР-1200. Между Москвой и Будапештом подписано соглашение о предоставлении Венгрии российского кредита в размере до 10 млрд евро на достройку АЭС. Венгерский министр иностранных дел Петер Сиярто назвал данное соглашение «коммерческой сделкой века». Однако Еврокомиссия готова лишить Венгрию этих денег - лишь бы вытеснить российских атомщиков из Европы.
По данным венгерской газеты Nepszava, Евроатом (международная организация, объединяющая все 28 стран-членов ЕС) ещё в начале года пытался заблокировать заключение долгосрочного 20-летнего российско-венгерского контракта на поставку для «Пакш-2» российского топлива.
Запад не скрывает, что для него в вопросе энергетического сотрудничества с Россией политика имеет первенство над экономикой. «Возражения Европейской комиссии против строительства АЭС «Пакш-2», - откровенно писала 19 ноября The Financial Times, - имеют политическую окраску, они наносят удар по попыткам венгерского премьера Виктора Орбана установить более тесные связи с Кремлём в то время, как Брюссель, наоборот, стремится ослабить зависимость стран ЕС от российских энергоносителей».
В свою очередь Виктор Орбан ещё прошлой весной заявил, что европейские страны, полагающие, что они могут обойтись без сотрудничества с Россией, «гоняются за призраками». Эту оценку ситуации можно приложить и к положению дел в важнейшей для Европы газовой энергетике.
Планы России расширить свои газовые поставки в Германию противоречат интересам Европейского союза и могут привести к дальнейшей дестабилизации Украины - такой вывод, одновременно антироссийский и антинемецкий, содержится в письме, которое направили на днях в Еврокомиссию правительства десяти государств Центральной и Восточной Европы: Болгария, Чехия, Эстония, Греция, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия.
Что так напугало десяток европейских кабинетов? Напугало Соглашение акционеров по созданию газопроводной системы «Северный поток-2» мощностью 55 млрд кубометров газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря, которое подписали в сентябре «Газпром» и пять крупных европейских энергетических компаний - BASF, E.ON, ENGIE, OMV и Shell.
По имеющейся информации, демарш европейской «десятки» был приурочен к состоявшейся 27 ноября в Санкт-Петербурге рабочей встрече председателя правления РАО «Газпром» Алексея Миллера и члена правления E.ON SE Клауса Шефера. В ходе этой встречи представители России и Германии отметили успешную работу газопровода «Северный поток» и обсудили дальнейшие шаги по реализации проекта «Северный поток-2», который, по их общему мнению, значительно повысит надежность газоснабжения европейских потребителей.
Однако у центральноевропейцев вдруг возникло на этот счёт иное мнение. В письме в Еврокомиссию они заявили, что проект «Северный поток-2» необходимо подвергнуть тщательному анализу, и призвали к его «всестороннему обсуждению» на декабрьском саммите ЕС. Аналогичное письмо было направлено председателю Совета ЕС Дональду Туску. «Самое влиятельное государство ЕС поставило свои собственные экономические нужды выше общей энергетической безопасности», - считают главы правительств ЦВЕ, имея в виду Германию.
При этом в письме подчеркивается, что «позиция Европейской комиссии по проекту «Северный поток-2» серьезно повлияет на восприятие общей внешней политики и политики в сфере безопасности ЕС основными союзниками и традиционными партнерами». В частности, авторы письма заявляют, что «сохранение поставок через территорию Украины является стратегическим интересом Евросоюза в целом не только с точки зрения безопасности поставок, но и с точки зрения укрепления стабильности в восточноевропейском регионе… Украина – это безопасный транзитный маршрут. Газ должен идти через территорию Украины».
Главным здесь является та настойчивость, с какой инициаторы этого письма отстаивают ту точку зрения, согласно которой в интересах Европы сохранить транзит российского газа через территорию Украины, хотя как раз с украинским транзитом Европа имеет драматический опыт. В 2008-2009 годах в результате отказа Украины платить России за газ и одновременного отбора Киевом газа из транзитной трубы многие европейские страны лишились всех ранее согласованных объемов российского голубого топлива. Конкретно это выглядело следующим образом: Австрия по состоянию на 6-7 января 2009 года (в разгар зимы) недополучила 90% российского газа, Босния и Герцеговина - 100%, Болгария - 100%, Венгрия - 100%, Германия - 100% ( в данном случае импорт газа был оперативно переключен на трубы, проходящие через территорию Белоруссии), Греция - 100%, Италия - 90%, Македония - 100%, Молдавия - 100%, Польша - 90% (сработал тот же вариант, что и в случае с Германией), Румыния – 100%, Сербия - 100%, Словакия - 100%, Словения - 100%, Турция - 100% (импорт газа был переключен на газопровод, проходящий по дну Черного моря), Франция - 70%, Чехия - 75%, Хорватия 100%.
Разумеется, никто не станет подозревать глав правительств Чехии, Словакии или Венгрии в забывчивости либо в политической наивности. Они прекрасно понимают всю ненадёжность Украины как транзитера российского газа в Европу, особенно в сложившихся условиях. Разгадку демарша «десятки», направленного против России и Германии, надо искать в другом.
Ключ к разгадке даёт лондонская The Financial Times. Газете стали известны рекомендации, сделанные американскими экспертами для президента США Барака Обамы применительно к украинской экономике. В частности, они заключаются в том, что американская администрация в случае прекращения транзита российского газа через Украину должна будет взять на себя компенсацию финансовых потерь Киева на сумму 2 млрд долларов в год.
Естественно, что в условиях разворачивающей предвыборной президентской кампании, которая обещает быть самой скандальной и непредсказуемой за последние полтора десятка лет, подобное обязательство перед Украиной для действующей администрации США – как ярмо на шее. Вот и понадобилось организовать «инициативу снизу» стран Центральной и Восточной Европы. Тут механизм простой: Вашингтону стоит только обозначить, чего он хочет.
http://www.fondsk.ru/news/2015/12/02/evrosouz-v-pogone-za-prizrakami-ii-37142.html
Свежие комментарии