Когда речь заходит о массовых депортациях, то внезапно оказывается, что все они были исключительно "сталинскими" и затевались "кровавым тираном" непременно для того, чтобы поиздеваться, а лучше уничтожить всех свободолюбивых граждан вместе с детьми и стариками только за то, что они не смогли или не захотели вписаться в тот социализм, который он строил, а строил он исключительно ГУЛАГ, об этом нам теперь уже со школьной скамьи вещает покойный Солженицин.
Напитавшемуся за партой таких "знаний" молодому человеку чрезвычайно тяжело понять прописную истину - депортация населения, это один из очень распространённых элементов подготовки к войне и её ведения. Сведения о насильственных переселениях народов встречаются в истории человечества повсеместно во все периоды от глубокой древности до наших дней.
Но вернёмся к сути. При подготовке к войне и для обеспечения ведения боевых действий, как правило, депортируют те группы населения, которые стали ресурсной базой для противника или потенциально могут ею стать. Так в 1937 году из приграничных районов советского Дальнего Востока было переселено в Среднюю Азию 172 тысячи корейцев.
Согласно Решению Политбюро ЦК ВКП(б) № П51/734 от 21 августа 1937 года «В целях пресечения проникновения японского шпионажа в ДВК, провести следующие мероприятия: … выселить все корейское население пограничных районов ДВК…. и переселить в Южно-Казахстанскую область в районы Аральского моря и Балхаша и Узбекскую ССР».
Очевидно, что для японской разведки не составляло никакого труда проводить любые разведывательные и диверсионные операции в советских тылах, опираясь на местное население вне всякой зависимости от его желания, ибо японцы могли, как угодно жёстко надавить на их родственников, проживающих на подконтрольной территории. Так же японцы и сами могли действовать под видом местных корейцев и таким способом вызвать реальные репрессии на головы мирного населения. С переселением всех корейцев за тысячи километров все наработки японской разведки потеряли всяческий смысл и с этого момента они могли рассчитывать только на агентуру из белой эмиграции, а это совсем иной охват. Граница перестала быть дырявым ситом, чужака было видно моментально.
Меры по переселению такого большого количества людей достаточно затратны, но было очевидно, что спокойствие в тылах, того стоило.
Давайте смоделируем ситуацию, когда не было бы упреждающего решительного переселения корейцев с ДВ с СА: несколько японских диверсий, проведённые даже не корейцами, а самими японцами, но скрывающимися под видом корейцев, заставили бы направить на охрану тылов и коммуникаций огромные силы и ресурсы, что непременно сказалось бы на боеспособности армии, а самое страшное - возникли бы страх и ненависть между разными этническими группами советского народа на Дальнем Востоке, что было бы очень на руку Японии.
Заметьте, к корейцам у Сталина не было никаких претензий, но война так продиктовала условия, что их пришлось переселить. Кстати, вы когда-нибудь слышали какой-нибудь вой по этому поводу?
Теперь в Крым.
В 1944 году перед советским руководством встала следующая проблема: большие этнические группы населения, благодаря успешной работе немецкой разведки, использовавшей промахи и перегибы советских органов при проведении коллективизации, исторические обиды, оказались враждебно настроенными к советской власти, имели на руках массу оружия. Кроме того было абсолютно точно установлено, что Абвер оставил мощные агентурные сети, которые готовы проводить диверсии, помогать немецким разведгруппам, собирать разведданные для врага, скрывать диверсантов. У гитлеровцев служило крымских татар в разы больше, чем оставалось в Красной Армии - практически почти все мужчины боеспособного возраста. Абверу было из кого выбрать и было время на эту работу.
Уже к ноябрю 1943 года советские войска вышли к Днепру и отрезали Крым от основных сил Вермахта. Свои печальные перспективы немецкое командование осознавало прекрасно, и имело до апреля 1944 года массу времени для создания мощнейшей подпольной структуры и обеспечение её закладками с оружием, снаряжением, взрывчаткой и со средствами связи. В это же время в Крыму происходило лавинообразное пополнение партизанских отрядов крымскими татарами. Ближе к весне 1944 года в партизаны уходили уже целые полицейские подразделения, созданные немцами целиком из местных татар и два года добросовестно служившие фюреру. Вчерашние дезертиры и полицаи массово становились советскими партизанами. Как тут разобраться, кто сделал это искренне, если тут вообще уместно это слово, а кто был, как говорится, с двойным дном?
Сограждане, те, которые со светлыми лицами, могут вам сказать, что оставленные агенты могли отказаться работать на немцев и жить, как все честные советские люди, поэтому целый народ покарали именно за то, что много крымских татар служило оккупантам, чтобы нагнать страха на остальных граждан. Эти люди хотят, чтобы мы с вами поверили, что Абвер, находясь " на удалёнке", был беспомощен и не смог бы заставить своих агентов шевелиться. Это, как иногда выражается Владимир Владимирович, чушь какая-то. У вербовщика на каждого агента есть компромат и имея не одного, а много агентов можно, в назидание остальным, пожертвовать наименее перспективными, а для этого дать указание другому агенту сообщить органам советской власти, что такой-то товарищ вовсе и не товарищ, а немецкий холуй. Смерш упакует агента пожелавшего "выйти из игры", а остальные увидят, что не работать нельзя.
В каждую деревню десять высококлассных ясновидящих следователей и оперов, уровня Шерлока Хомса, не зашлёшь, даже по одному не зашлёшь, а если и зашлёшь, то они ничего не выявят, т.к. там все родственники и никто вам своего отца, сына, брата и вековечного соседа не сдаст.
Что надо было советскому командованию делать в такой ситуации?
Есть три варианта:
1. Метод бледнолицых братьев (белорусская Хатынь, вьетнамская Сонгми, английские лагеря смерти для семей непокорных буров и т.д.);
2. Отозвать с фронта несколько дивизий и месяцами или годами охранять железные дороги, мосты, тоннели, линии связи, аэродромы и т.д. и нести при этом постоянные потери;
3. Вырвать одним махом с корнем всю агентуру вместе со всей ресурсной базой - родственниками, друзьями, соседями, съестными припасами и, не разбираясь в деталях, никого не расстреливая, переселить подальше от фронта, от объектов на которую агентуру нацеливает Абвер, от тайников с оружием, взрывчаткой, радиостанциями, расселить по разным районам, оборвав все старые социальные связи, кроме семейных
Ну да, то самое испытанное веками средство, показавшее в случае с корейцами свою эффективность.
Вот и было принято решение о полной депортации без разбора, кто завербован, а кто чист перед советской властью, кто полицай, а кто героический воин Красной Армии. Разбираться было некогда да и привести это могло только ужесточению наказания для виновных, а это было большинство мужчин и вот это бы и стало реальным геноцидом.
Агентурная сеть, оторванная от подготовленной материальной базы, от закладок и явок, перемещённая за пару-тройку тысяч километров и перетасованная на незнакомой местности, перестаёт быть агентурной сетью. Агенты в один момент становятся честными советскими тружениками. Абвер до них уже не дотянется. Теряются все связи, а если какие-то мелкие фрагменты ещё и остаются, то их раскидывают по большим территориям и запрещают свободно передвигаться. Жить там им предстоит среди населения не видевшего ни войны, ни оккупации, но отправившего своих сыновей сражаться с агрессором и настроенного, мягко говоря, настороженно к новым соседям. В таких условиях со временем уймутся даже самые активные и мотивированные сторонники Германии.
Депортация проводилась быстро. Сборы максимально-короткие для того, чтобы не дать организовать сопротивление. Жестоко, но и это в конечном итоге тоже сохраняло жизни крымских татар.
Можно ли было сделать иначе, лучше для всех? Возможно, но это должно было бы всё то же самое, только с более комфортной транспортировкой, но надо помнить, что шла страшная война с очень сильным врагом и у страны попросту не было ресурса для этого. По данным НКВД в пути, примерно за две недели умерло 191 человек, это несомненно печально, но перемещено к новым местам проживания было около 180 тысяч человек, то есть мы имеем дело, по сути, с естественной убылью.
________________________
Депортации, произведённые Советским правительством в период ВОВ, никогда не были показательными репрессиями против своего народа, как нам любят это представлять солженицины, вообще не были репрессиями, а являлись, в первую очередь, действенным способом обезвреживания оставленных врагом агентурных сетей и способом максимального сохранения этих самых народов, о чём и свидетельствует их последующая демография.
Свежие комментарии