На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Медвежий угол

38 627 подписчиков

Свежие комментарии

  • Одиссей
    "не нанимать их делать себе ремонт, не сдавать им квартиру и так далее ..." Я сильно подозреваю, что пунктик "только ...Этнические банды ...
  • Boris Borisov
    Это ты такой храбрый пока тебе нацмены рыло не разбили возле твоего же дома , или -не дай Бог -с детьми твоими плохог..."Вывел русских из...
  • Мария
    Олигархов у нас уже нет, слава Богу. Меркель абсолютно права!"Вывел русских из...

Мифы и обычаи древних русичей.

Мифы и обычаи древних русичей

  Древним людям казалось, что все окружавшее их: деревья, животные, птицы, камни, вода, огонь, ветер, - наделено способностью думать, говорить подобно людям, страдать и радоваться, желать другим добра или зла. Добрым духам древние люди были благодарны, злых пытались задобрить. Тем и другим они приносили жертвы.

  

  Первичное представление о душе возникло, вероятно, из наблюдения за крепко спящим человеком.Анимизм (от лат. "анима" - душа) - это зародыш всякой религии, ее начало. Ученые считают, что он возник тысяч тридцать лет тому назад Он неподвижен, спокоен, кажется, что и не дышит. Проснувшись же, рассказывает, что где-то он был, что-то видел и делал. Первобытные люди решили, что в человеке есть его двойник, невидимый, способный вылететь из него, действовать и возвращаться обратно, - дыхание, дух, душа.       

  Умерший, лежащий еще более спокойно (покойник), - это человек, душа которого улетела далеко и надолго. Как птицы, которые улетают осенью на юг, в вечно теплые края, и возвращаются обратно весной. Теплые южные страны у древних русичей носили названия вырий, ирий. Позднее оно сменилось словом "рай", заимствованным из древнеиранского языка, имевшим значение "счастье", "богатство".
  Вырий, по представлениям древних русичей, находился на земле, а не на небе. Сказку о небесном рае принесли на Русь христианские проповедники. В русских мифах о вырии говорилось, что туда, кроме птиц и человеческих душ, осенью уползают змеи и стадами убегают зайцы и белки. Эти маленькие и безобидные животные спасаются от злого лешего, проигравшего их другому нечистому духу. Этим объяснялось, почему в одни годы в лесах много такой дичи, а в другие она исчезает.
  Прошли десятки тысяч лет с того момента, когда наши далекие предки стали верить в одухотворенность всей природы.

Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем,
Я с дождем, а ты с молоньею.
Ты грянешь, а я поля полью.


КУЛЬТ РОЖАНИЦ И ВОЛОСА

Имея во главе родов женщин двух поколений - мать и дочь, наши далекие предки хозяйками леса считали медведиц или лосих и их детенышей женского рода. Они звали их рожаницами и считали родоначальницами всех лесных зверей и даже людей. Медведиц с людьми роднило сходство их ошкуренной туши с женским телом. Культ лосих был менее распространен среди русичей, просуществовал не так долго и перерос в период патриархата в культ лося и лосенка.
  Культ рожаниц в сохранился на Руси до 19 века в узорах на полотенцах и в виде угощения, которое крестьянки относили в баню в дни христианского праздника Рождества Богородицы.
  Позже русичи-животноводы стали считать Волоса покровителем домашних животных, "скотьим богом" и богом богатства и торговли. Ведь в ту пору главным богатством был скот, и слово "скот" означало также деньги, а слово "скотница" - казну, ящик с деньгами.
  Русичи, став земледельцами, превратили Волоса в хранителя семенного зерна и урожая. На русском севере в 19-м и даже в начале 20-го века, пока урожай зерновых с полей убирали вручную, серпами, бытовал обычай оставлять несжатым первый сноп на полосе "Волосу на бороду". В конце страды эти стебли сжинали, сноп несли домой, ставили в избе в красный угол, позднее обмолачивали. Зерно из этого снопа считалось особенно урожайным, а солома целебной, и ее скармливали скоту в дни зимнего солноворота.
  В течение года проводилось несколько Волосовых дней. Зимой в дни солноворота - Волосовы моления с "медвежьими плясками". Их отголоском являются новогодние наряженки, которые обычно ходят и в наше время в масках и вывороченных шерстью наружу шубах. Весной с появлением травы и выгоном скота на пастбище, с выездом молодежи на конях в ночное отмечался то ли Волосов день, то ли день Тура, заменявшего кое-где Волоса и Лося. К этим дням крестьянки пекли "козульки" - обрядовое печенье в виде лошадок, коров, баранов, калачи, рожки. Часть их семья съедала тогда же, часть хранили до другого праздника. Через неделю после этого праздника отмечался "барыш-день" - чествование Волоса, покровителя торговли, который считался русичами также богом веселья, праздничных трапез, песен и плясок. Русский певец-импровизатор Боян в "Слове о полку Игореве" назван Велесовым (читай: Волосовым) внуком.
  В Киевской Руси Волос почитался русичами-язычниками очень важным богом. После заключения киевским князем Олегом в 907 году договора с греками его спутники клялись Волосом выполнять условия этого соглашения. В древнее время у русичей возник обычай иметь в племенах служителей Волоса, в обязанность которых входила организация Волосовых молений и плясок. Их называли волхвами. Слово ”волхвы” является однокоренным со словом Волос, так как волхвы тоже были "волосатыми" и, волхвуя, обряжались в медвежьи шкуры и маски. Многие русские сказки имеют в качестве героя медведя, часто с деревянной ногой вместо лапы. Медвежья лапа еще в 20-м веке считалась на Руси талисманом, и русские крестьянки вывешивали ее в хлевах для того, чтобы скот не болел.

ДУХИ ПЛОСКОГО МИРА

  "Реальными" владыками рек и крупных озер в Древней Руси долго были ящеры и ... крокодилыВ бурю крупная река или озеро своими волнами могли потопить рыбаков. И народная фантазия создала образ добрых духов - берегинь, которые помогали будто бы рыбакам благополучно добраться до берега. Берегини представлялись красивыми девами, блуждавшими по берегу и наблюдавшими за рыбаками и погодой.
  Владыками леса и родоначальниками животных и людей считались у разных племен медведицы или лосихи с их дочерьми - Волосыни и волосатые самцы - Волос, Лось с лосенком, позднее Тур. Лесные звери: волк, лиса, заяц, рысь, а также деревья наделены были различными человеческими характерами, которые хорошо нам знакомы по сказкам и басням о них. Древняя символика деревьев менее известна: береза считалась символом света, девственности, чистоты; дуб, его листья - знаки мощи, силы и достоинства; ель - дерево долголетия, верности и храбрости; еловая шишка несла в себе, по мнению древних, огонь жизни, плодородие; осина - жилище злых духов; можжевельник (верес) - борец с гниением, несущий начало вечной жизни. В лесу тоже жили берегини. Чаще ими считали сорок, которые своим карканьем предупреждали охотников о подстерегающих их хищниках. Еще в эпоху одномерного мира многие предметы стали считаться оберегами, охраняющими людей и их жилища от "нечистой силы".
  Древние русичи болели, как и мы. Владыкой всех болезней был дух Лихо, имевший по одной легенде двенадцать, по другой - тридцать дочерей-лихоманок. Они напускали на людей разные хвори: каркуша (авкаркуша) напускала на человека кашель; зябуха - озноб; огнея - жар во всем теле; желтея - желтуху (гепатит); трясея - малярию ; падучая - эпилепсию; ветрея - ветрянку (ветряную оспу); ломея - ломоту в костях; пухлея - опухоли, отеки разного рода; гледея - глазные болезни; глухея - глухоту; дрехлея - раннюю старость.
  В эпоху одномерного мира зародилась идея перевоплощения умерших людей в животных или рыб, в деревья или птиц. Перевоплощение предполагало вторичное рождение человека, его воскресение из мертвых в начале этого процесса. Чтобы помочь покойнику воскреснуть, его не зарывали в землю, а оставляли в пещере или лесном суземе в позе эмбриона.
  Но и в древности эта идея считалась "нечистой". Людей, способных перевоплощаться, считали оборотнями. Древнегреческий историк Геродот писал о племени невров: "Эти люди, оборотни. Раз в год каждый из них становится на несколько дней волком и затем возвращается в прежнее состояние". У невров, конечно, не было такой способности. Это языческие кудесники наряжались волками для публичного колдования, а потом скинув волчьи наряды, "становились людьми". 
  Поздже покойников стали отправлять в вырий в лодках по рекам, текущим на юг, или сжигать, чтобы душа, подобно птицам, могла улететь туда. Художник 19-го века Г. И. Семирадский нарисовал на эту тему картину - "Похороны древнего руса". На ней знатный покойник сидит в огромной ладье, рядом лежат убитые слуги, кони и стоит готовая к смерти юная любимая жена. Пепел ритуального костра ссыпали в специальные глиняные сосуды и хранили в своих жилищах.

ТРЕХМЕРНЫЙ МИР.БОГИ НЕБА

Когда древние люди обратили внимание на небесные светила и заинтересовались тем, что существует ниже поверхности земли, мир для них стал трехмерным. Небо составило верхний мир, земля - средний; все, что ниже ее поверхности, - нижний. Трехмерный мир нашел своеобразное отражение в русских сказках о трех царствах: медном, серебряном и золотом. В одной из этих сказок в эти три царства попадает Ивашка Запечник.

Солнце было воспринималось как небесный огонь. На Руси вплоть до 19-го века бытовала легенда о том, что Коляду в день зимнего солноворота ее старшая сестра Усень наряжает в яркий праздничный сарафан и кокошник, сажает в разукрашенные сани, и Коляда едет в теплые страны. В честь Коляды пелись песни-колядки, бытующие еще и ныне. В другой легенде говорится о весенней встрече Солнца с Месяцем. Они долго рассказывают друг другу о своем зимнем житье-бытье. Иногда эта встреча заканчивается ссорой, которая вызывает в среднем мире землетрясение. Виноват в этом обычно бывает гордый и заносчивый Месяц.
  В период патриархата Солнце у русичей стало мужчиной, имя же ночного светила получило форму женского рода - Луна. Тогда же в русском языке появилось слово "бог". К нам его принесли скифы из древнего Ирана, а в Иран оно пришло из Древней Индии. Там слово "бхага" означает счастье, удачу, "бхагас" по-русски значит "одаряющий", "наделяющий". От слова "бог" возникли слова "богатство", "богатый", "убогий" и другие с этим корнем.
  Солнце называли разными именами в зависимости от функций, приписываемых ему. Солнце как владыку неба звали Сварогом (от санскритского "сварга" - небо) или чисто по-русски Велемиром. Сварог считался также и богом-кузнецом, сковавшим для русичей первый железный плуг, а для воинов стальной меч и копье с железным острием. Русичи же считали себя "внуками Сварога". Солнце как источник света и тепла - "сам белый свет" - носило имена Хорс и Коло. Оба эти имени значат "круглое". В честь Хорса в "солнечные" праздники водили круговые танцы - хороводы. От имени Коло в русском языке остались слова: около, околица, кол, кольчуга, кольцо, колобок, колея, коляска, колесо. Символическим знаком солнца-Коло был круг с четырьмя или шестью лучами внутри его. Лучи в круге означали небо, свет, грозу и дождь. Эти четыре луча составляли крест - символ очень древний. Его изображение археологи находят в Египте, Вавилоне, Индии, Мексике на предметах трех-четырех тысячелетней давности. В древности крест считался "знаком зверя", позднее став символом христианским, заменившим рыбу и хлеб.

Картина дня

наверх