В 1991 году, уже экс-министр станкостроительной и инструментальной промышленности СССР Николай Паничев пришел на прием к молодому реформатору Егору Гайдару, который тогда уже занимал высокие посты в правительстве. У Паничева с собой был план по спасению и сохранению станкостроения России, учитывая распад экономический связей и общий кризис в стране.

Гайдар, как мы знаем, был убежденным рыночником, специализировавшийся на чилийской "шоковой" модели, которую и пытался воплотить. Его встреча с Паничевым продолжалась всего минуту.
«Да кому нужны ваши станки?! Понадобятся - мы все за рубежом купим»
Сказал молодой реформатор (на самом деле слова были более жесткие, но я не буду их приводить).

А этих словах четко видно, что никакая промышленность не нужна будет новой России, а производство станков это очень точные и сложные технологии. Без собственных станков сложно быть лидером в экономике и это не мог не знать Гайдар.
Но тогда был намерено выбран путь покупателя, потребителя западной техники. Хотя бы просто потому, что сохранять станкостроение в 90ых это слишком сложно, и не даст денег моментально.

Спустя 29 лет эти слова Гайдара аукнулись - западные компании-поставщики для нашего авиастроения как один отказываются работать с Россией. И не секрет, что это итог давления властей и целенаправленная политика на отсечения нашего производства от технологий.
Совсем недавно от таких же действия пострадал "Газпром", которому принудительно отключили компрессоры иностранного производства. В этой же связи и "Северный поток-2", когда у нас из-за санкций попросту не оказалось на Балтике необходимого оборудования.

Некоторые специалисты считают, что в дальнейшем нас будут лишать и микроэлектроники, то есть может встать все более-менее современное производство. И не обязательно вводить обширные санкции. Можно просто "попросить" поставщиков не работать с Россией.
Вот и получается, что мы хотели быть партнерами и быть "своими", но так и не стали. Зато когда попытались поднять голову, нас начали пытаться согнуть санкциями.

И да, нельзя сказать, что наше станкостроение не выжило в 90ые, что то есть, что то начинает работать практически заново. Но нам нужно время, чтоб все запустить и снизить зависимость. Времени нам не дают.
И как не вспомнить Столыпина с его "Дайте 20 лет покоя, и вы не узнаете Россию"
Свежие комментарии